Елена Губкова (gubkovalena) wrote,
Елена Губкова
gubkovalena

Categories:

Чернышевский «Что делать?». Идеальные люди.

Вот всё думаю, какой должна быть литература в школе? Очень подробно останавливаться на каждом произведении или наоборот мчаться галопом по европам, чтобы как можно больше названий на подкорке осталось для более детального знакомства во взрослой жизни? Сколько уроков литературы должно быть? У технических классов поменьше, у гуманитариев побольше? Какие произведения изучать? Если с устным народным творчеством и до 19ХХ (подставить своё) более-менее ясно, то что делать с современной литературой? Как из неё выбрать, о чём рассказать в школе и не должно ли её быть хотя бы половина от всего материала? Или вообще оставить на авось: пусть дети сами идут в библиотеку/интернет и выбирают?
Сама-то я уже давным-давно не дети. В современной литературе ориентируюсь по витрине «Новинки» в библиотеке и по отзывам в лабиринте и май-шопе. И даже если бы мы изучали современную литературу в школе, за 20 с лишним лет после её окончания на свете появилось ого как много художественных книг, а уж с документальными вместе страшно подумать. Но вот что изучали в школе – выдерживает проверку временем и находит отклик в душе через N лет. В 27 я прочитала «Анну Каренину» и перечитала «Войну и мир». В 38 взялась и прочитала с неподдельным интересом «Что делать?». Сама в шоке.
Чернышевский предсказывал будущее характера человечества! Именно не какие у нас будут технические изобретения (хотя про ванну с краном с горячей водой всё-таки было). А вот, например, что мы будем меньше терпеть грубость, и станем более утончёнными по сравнению с его временем (Вера Павловна размышляет о Боккаччо). Предвидение характеров чуть ли не самая главная для меня прелесть книги. Хотя Чернышевский видел наше общество идеальнее, чем я его вижу сейчас.
Интересно, что книга написана 155 лет назад, и есть различия в написании некоторых слов, например, вырОстает.
Книга о женщинах, о любви, о развитии общества. Вера Павловна Розальская, её мать Марья Алексеевна, отец Павел Константинович – управдом. Один (Михаил Алексеевич) хотел сделать Веру любовницей, потом Жюли (сама любовница влиятельного человека) подсказала ему жениться на Вере, он и захотел жениться. А только Вера вышла замуж за Дмитрия Сергеевича Лопухова, учителя Феди. Повенчал их Мерцалов, потому что его поддержала жена Наташа. Жили хорошо. Вера Павловна открыла мастерскую и, благодаря влиятельным друзьям, проблемы разрешались относительно легко. Вот, кстати, тема влиятельных друзей – просто бессмертная. Без них – никуда. Жюли стала первой клиенткой, она же порекомендовала Веру своим знакомым (здесь, да, если бы Вера шила плохо, тут бы уже никакие влиятельные друзья не помогли). Ещё пример: одна из швей Саша Прибыткова попала в ситуацию, из которой всех выручил Серж, важный человек.
Мне понравилось про распределение прибылей от мастерской, про совместные закупки. Про коммунальное жилье мне не понравилось. Видимо, по мотивам в том числе и Чернышевского в эпоху социализма пробовали объединить людей в коммуны, но вышла из этого ерунда и пакость. Интересно, будет ли это возможно лет через двести, или люди так и буду хотеть иметь своё, отдельное от всех пространство. Лично я в общежитие не хочу вообще.
Через несколько лет Лопуховы поняли, что их брак не идеальный, потому что Вера –экстраверт, а Дмитрий – интроверт. Лично я не считаю это поводом для развода, но у Чернышевского просто идеальные герои, они расстались идеально даже по нынешним временам.
Да, они кажутся мне лицами, если не высшей натуры, но всяко лучше средненького. И поэтому неприятно было читать, что Чернышевский считает меня обитателем трущобы, раз меня окружают не только такие люди, как Вера, Лопухов, Кирсанов. Это мне правда глаза колет?
Рахметов – вообще странный человек. Я таких не встречала, хотя, может быть, они и существуют, и может быть, их действительно боготворят и благодарят облагодетельствованные, но мне его деятельность напоминает «причинение» добра вредными бабками. Интересно он размышляет о ревности, что она бессмысленна изначально.
Сразу после мнимой смерти Лопухова Вера вышла замуж за Александра Кирсанова. Вера говорит: «[Сейчас] мой доход не главный, главный – твой. Чтобы не мучаться от страсти, надо иметь любимое дело, и им отвлекаться». С ним стала жить ещё лучше, развила тему женского равноправия с мужчинами и решила работать с мужем, учиться на медика. При этом, правда, не лишая себя прелестей достаточного сна, чаёв со сливками, и особенно домашней прислуги.
Неудивительно, что роман для своего времени оказался революционным. Он и сейчас такой.
Я на этом фоне подумала ещё. Сотворил Бог Адама, а потом из ребра Адама слепил новую версию человека – ещё лучше. Мужчины что-то изобретают и развивают, а потом приходят женщины и справляются с мужским творением лучше, чем мужчины. Равноправия уже практически добились. Смогут ли и захотят ли женщины когда-то перерасти мужчин? Может быть, изобретают женщины хуже? Поэтому слава Богу, друг другу мы нужны.
Tags: Книги, Размышления
Subscribe

  • Размусоривание и мусор

    Я вот что для себя поняла. Полностью размусориться раз и навсегда невозможно. Особенно, если задуматься о раздельном сборе мусора, чтобы как можно…

  • Бумажные книги

    Осенило! Я поняла, почему говорю, что бумажные книги люблю больше, чем электронные! Запах, пощупать - это всё тоже да. Но самое главное, бумажная…

  • Уровни

    Вчера подумала, вот у меня английский уровня примерно В2. Для репетитора английского для начальной и средней школы вряд ли мне понадобится уровень…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments