Елена Губкова (gubkovalena) wrote,
Елена Губкова
gubkovalena

Category:

Перевела статью "Чередующиеся тренировки"


На скриншоте - согласие автора на публикацию. Перевод статьи под катом.

Чередующиеся тренировки: Секрет улучшения техники обучения.
Написал Джейк Дженкинс 29 апреля 2013 года
Источник: http://j2jenkins.com/2013/04/29/interleaved-practice-a-secret-enhanced-learning-technique/

Вы когда-нибудь слышали о чередующихся тренировках (Interleaved practice)? Если бы мне задали этот вопрос неделю назад, я бы не понял, о чём речь. На самом деле, я был озадачен, когда отец спросил меня, что это такое, и так как я подумал, что он сказал “вплетённые” (“interweaved”), то и пытался найти ответ в Гугле.
Не прошло и недели, когда в моей RSS-ленте появилась запись со ссылкой на чередующиеся тренировки, так что я узнал, как они пишутся и смог поискать определение. Вниз по кроличьей норе я отправился и тратил каждую свободную минуту на исследования.
Чередующиеся тренировки были впервые открыты 30 лет назад и были описаны как варьирующиеся (varied practice), переменные (variable practice) и смешанные тренировки (mixed practice). Это доказанная техника для увеличения ваших возможностей к обучению и сохранения всех видов знаний и навыков, и я поражён, что она не настолько популярна.  Если вы всерьёз настроены учиться наиболее эффективно, то эта техника определённо должна быть в ваших инструментах.
Что такое чередующиеся тренировки?
Как бы вы хотели обучиться новому навыку, выучить новые слова или научиться решать математические задачи? Большинство людей просмотрят основы, выполнят практические упражнения по теме, достигнут приемлемого уровня мастерства, а потом перейдут к следующей теме. Это называется тренировка блоками (Block practicing).
Тренировка блоками – это когда вы сосредотачиваетесь в одно время на освоении одного навыка. Вы тренируете его снова и снова некоторое время, а потом переходите к другому навыку, и процесс повторяется. Чередующиеся же тренировки включают параллельную работу над несколькими навыками сразу.
Если вы хотите отточить мастерство А, В и С, тогда блочная тренировка будет выглядеть как-то так AAABBBCCC, а чередующаяся тренировка будет выглядеть ABCABCABC (сериями) или ACBABCBAC (случайным образом). Единственное ограничение: вы не можете последовательно работать над одним типом задач.

Насколько действенны чередующиеся тренировки?
Для сравнения эффективности чередующихся и блочных тренировок были проведены многочисленные исследования. Одно из недавних исследований состояло в обучении студентов колледжа нахождению объёмов четырёх неочевидных геометрических тел: клина, сфероида, сферического конуса и усечённого конуса.
Студентов разделили на две группы: «Чередовальщики» (Mixers) «Последовательные» (Blockers). Студентам на чередующихся тренировках дали все четыре обучающие программы, и потом они выполняли 16 перемешанных практических задач, так что каждый набор из 4 задач (1-4, 5-9 и т.д.) включал один из четырёх типов тел. «Последовательным» студентам давали сначала одну тему, потом 4 относящиеся к ней задачи (например, вычисление объёма сфероида и задачи на объём сфероида) перед тем, как двигаться к следующим трём типам в том же духе.
Обе группы завершили две учебные сессии и через неделю сдали тест. Результаты подтвердили предыдущие исследования. «Последовательные» показали успеваемость на 29% выше, чем «Чередовальщики» во время учебных сессий, но «Чередовальщики» оказались успешнее 43% во время теста.


Повторюсь: это совершенно парадоксально. Студенты с чередующимися тренировками справлялись хуже на практических занятиях, чем их коллеги с блочными тренировками, но оказались лучше на более позднем тестировании.

Как работают чередующиеся тренировки?
Неизвестно однозначно, как работает познавательный механизм чередующихся тренировок, но есть две рабочие теории.
Прокладывание пути (также известная как гипотеза поисковой практики)
Чтобы тренировать навык, мозгу нужно попасть к знаниям, которые у него есть и перенести их в кратковременную память. В тренировках блоками это происходит, когда решается первая практическая задача и больше не происходит, пока решаются остальные задачи. В чередующихся тренировках мозгу нужно переносить соответствующие знания в кратковременную память для каждой практической задачи. Это вынуждает проводящие пути нервной системы усиливаться и позволяет лучше удержать знания.
Представьте прогулку по лужайке. Каждый раз, когда вы ходите по ней туда-сюда, ваша тропинка становится более протоптанной и заметной. Тренировка блоками – это как пройтись туда и обратно только единожды, в то время как чередующиеся тренировки включают хождение туда-обратно много раз. Чем больше раз вы проходите той же дорогой, тем больше у вас шансов найти её через пару дней, недель или месяцев.

Движение с остановками (Stop and Go Traffic) (также известная как избирательно-контрастная гипотеза)
Другая теория – о том, что одновременная работа над похожими навыками приучает мозг различать эти два навыка. Когда же вы тренируете снова и снова один и тот же навык, мозг знает, что будет дальше, и ему не надо так усиленно трудиться. С чередованием мозг вынужден соображать, какой именно навык нужен для каждой задачи.  Это заставляет мозг сосредотачиваться сильнее и приводит к лучшему закреплению.
Представьте себе езду по магистрали. Тренировка блоками равнозначна установке круиз-контроля и отвлечённости, в то время как чередующиеся тренировки больше похожи на движение с остановками. Когда вы включаете круиз-контроль, то можно оторваться от вождения и оказаться в месте назначения без запоминания дороги, а езда с остановками держит нас в постоянном напряжении. Невозможно отвлечься, потому что мы должны подстраивать наш стиль вождения под текущие условия.
Эти познавательные механизмы не взаимоисключающие, а могут быть и другие, пока не открытые.

Подсказки для применения чередующихся тренировок.
Исследования показали положительный эффект от чередующихся тренировок во множестве областей: освоение простых моторных навыков, различение художественных стилей, освоение подач в бадминтоне, расшифровка электрокардиограмм и определение видов птиц.
Разнообразие изученных знаний и навыков и сила обнаруженного эффекта вселяют в меня оптимизм, что эту технику можно использовать практически где угодно, если правильно её применить.
Нет ясных указаний, как сочетать чередующиеся тренировки с вашими текущими тренировками или режимом обучения, но основываясь на исследовании, я думаю, важно придерживаться нескольких пунктов:
Изучите материал – Прежде чем начнёте тренироваться, надо поискать пособие к тому, что собираетесь освоить. Вы не сможете тренироваться с пользой, если не знаете, как решить задачу или выполнять действие.
Тренируйтесь сознательно – Это дополнение к осознанным тренировкам, не их замена. Когда бы вы ни тренировались, следует применять принципы осознанной практики.
Избегайте плыть по течению –тренировка блоками позволяет войти в привычку и даёт ошибочное впечатление, что вы знаете материал. Необходимо активно избегать этого и переходить к другим упражнениям, как только почувствуете рутину.
·         Примешивайте изученный материал – Важно перетасовывать тренировочный материал. Этого можно достичь периодически повторами практических упражнений, которые вы уже выполняли. Заодно будет преимущество усиления интервального эффекта.
·        
·         Отслеживайте свой прогресс – Эта техника может расстроить и обескуражить даже самых упорных студентов. Отслеживая свой успех, вы будете видеть, что движетесь вперёд, даже если будет ощущение, что вы бесконечно боретесь.
Заключительные мысли о чередующихся тренировках
Чем больше я узнаю о чередующихся тренировках, тем больше я поражаюсь, как они остались настолько безвестными, несмотря на их доказанную эффективность. Единственное, что приходит в голову: их слишком трудно внедрять.
Обучение – это сложный процесс, который напрягает ваши разум и волю. Маленькие победы при быстром продвижения или привыкание подпитывают для продолжения движения. Оборачивается так, что эти ощущения могут стать только иллюзией прогресса, и тогда нам лучше резко остановиться с этими достижениями и переместиться на другой виток обучения.
Но если мы постоянно перескакивать к следующим задачам, когда же мы сможем насладиться плодами наших усилий?
Tags: Дневник на английском
Subscribe

  • Очередной чепушатины пост

    Я тут занялась размусориванием своего журнала. Пока удалила ненужные записи от начала журнала до октября 2017. Эту запись я, возможно, потом тоже…

  • Мартовские челенджи

    Я была бы не я, если бы не придумывала себе всякий "геморрой" время от времени. В марте 2021 хочу: 1. Ни одного дня не читать ЖЖ, т.к. он сейчас…

  • Книги-фильмы зима 2020-2021

    Фильмов и книг почти поровну, 11-10. 1. Ray Bradburry Farenheit 451. Противоречиво. В чём-то пророческая книга, в чём-то я вообще не согласна. 2.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments